Главная » Статьи » Это интересно |
ССарабанда
Сарабанда (исп. zarabanda) - старинный испанский танец в характере
медленного величественного шествия; размер 3/4. Жанр Сарабнда часто
использовался для создания образов глубокого скорбного раздумья,
траурного шествия.
СегидильяСегидилья (исп. seguidilla) - быстрый испанский танец, сопровождаемый прихотливым ритмом кастаньет; размер 3/4 или 3/8. СекстетСекстет (от лат. sextus - шестой) - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль семи участников. СеренадаСеренада (от. ит. sera - вечер, букв, «вечерняя песня») - первоначально в Испании и Италии любовная песня, распевавшаяся с аккомпанементом гитары или мандолины под окном возлюбленной. Затем - произведения приветственного характера для инструментальных ансамблей и оркестра. Впоследствии Серенада - название лирических сольных песен с инструментальным сопровождением, стилизованным в духе гитарного аккомпанемента, а также наименование лирического инструментального или оркестрового цикла. СимфонияСимфония (от греч. symphonia - созвучие) - монументальное произведение для оркестра, жанр которого сложился во 2-й половине XVIII века. Симфония, как правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в которых отражается широкий круг жизненных явлений, воплощается богатство настроений и конфликтов. Первая часть Симфонии обычно имеет конфликтно-драматический характер и выдержана в быстром движении; иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая - лирическая распевная, проникнутая настроениями раздумья. Третья - менуэт, скерцо или вальс - в оживленном танцевальном движении. Четвертая - финал, наиболее быстрая, часто праздничного, приподнятого характера. Однако встречаются и иные принципы построения. Совокупность частей, объединенных общей поэтической идеей, образует симфонический цикл. СкерцоСкерцо (ит. scherzo - шутка) - небольшое инструментальное или оркестровое произведение живого, задорного характера, обладающее острым, четким ритмом, иногда приобретающее драматическую окраску. С начала XIX века Скерцо вошло в симфонический цикл, заняв в нем место менуэта. Скоморохи
Скоморохи - носители русского народного искусства в XI-XVII веках, бродячие актеры, музыканты и плясуны. СолоСоло (ит. solo - один, единственный) - самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для ансамбля или оркестра. Исполнитель Соло - солист. СонатаСоната (от ит. sonare - звучать) - 1. В XVII веке - название любого инструментального произведения, в отличие от вокального. 2. С XVIII века - название произведения для одного или двух инструментов, состоящего из трех или четырех частей определенного характера, которые образуют сонатный цикл, в общих чертах аналогичный симфоническому. Сонатное аллегро
Сонатное аллегро - форма, в которой пишутся первые части сонаты и
симфонии, - выдержанные в быстром (allegro) темпе. Форма Сонатного
аллегро складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и
репризы. Экспозиция - изложение двух центральных, контрастирующих друг
другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной партиях;
разработка - развитие тем главной и побочной партий, столкновение и
борьба их образов; реприза - повторение экспозиции с новым соотношением
образов главной и побочной партий, достигнутым в результате их борьбы в
разработке. Форма С. а. наиболее действенна, динамична, она создает
широкие возможности для реалистического отображения явлений объективной
действительности и душевной жизни человека в их внутренней
противоречивости и непрекращающемся развитии. Форма Сонатное аллегро
сложилась к середине XVIII века и вскоре получила широкое
распространение не только в первых частях симфоний, сонат, квартетов,
инструментальных концертов, но и в одночастных симфонических поэмах,
концертных и оперных увертюрах, а в отдельных случаях и в развернутых
оперных ариях (например, ария Руслана в опере Глинки «Руслан и
Людмила»). СопраноСопрано (от ит. sopra - наверху, выше) - самый высокий женский голос. Сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое и драматическое. СтильСтиль (в музыке) - совокупность признаков, характеризующих творчество композиторов определенной страны, исторического периода, отдельного композитора. Струнные инструментыСтрунные инструменты - инструменты, в которых звук возникает в результате вибрации (колебания) натянутых струн. По способу звукоизвлечения Струнные инструменты делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас), клавишные (фортепиано и его предшественники, см. чембало) и щипковые (арфа, мандолина, гитара, балалайка и др.). Сцена
Сцена (лат. scena от греч. skene - шатер, палатка). - 1. Театральные
подмостки, на которых происходит представление. 2. Часть театрального
представления, отдельный эпизод акта или картины. СценарийСценарий (ит. scenario) - более или менее подробное изложение хода действия, развертывающегося на сцене в опере, балете и оперетте, схематический пересказ их сюжета. На основе Сценария создается либретто оперы. СюитаСюита (фр. suite - ряд, последовательность) - название многочастного циклического произведения, в котором части сопоставляются по принципу контраста и обладают менее тесной внутренней идейно-художественной связью, нежели в симфоническом цикле. Обычно Сюита представляет собой ряд танцев или описательно-иллюстративных пьес программного характера, а иногда - извлечение из крупного музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты, кинофильма). Т ТарантеллаТарантелла (ит. tarantella) - очень быстрый, темпераментный итальянский народный танец; размер 6/8. Тема музыкальнаяТема музыкальная (греч. thema - предмет рассказа) - основная, подлежащая развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии (см. также лейтмотив). ТембрТембр (фр. timbre) - специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента. ТемпТемп (от ит. tempo - время) - скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Темп обозначается словами: очень медленно - ларго (largo), медленно - адажио (adagio), спокойно, плавно - анданте (andante), умеренно быстро - модерато (moderato), быстро - аллегро (allegro), очень быстро - престо (presto). Иногда Темп определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша». С середины XIX века Темп обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Словесное обозначение Темп часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном цикле - allegro, andante и т. д., балетные adagio и др.). Тенор
Тенор (от лат. tenere - держать, направлять) - высокий мужской голос. Тенор подразделяется на лирический и драматический. ТерцетТерцет (от лат. tertius - третий) - оперно-вокальный ансамбль трех участников. Другое наименование Терцет - трио, используется также для обозначения инструментальных ансамблей с тем же числом исполнителей. ТриоТрио (ит. trio от tre - три) - 1. В вокальной музыке то же, что терцет. 2. Инструментальный ансамбль трех исполнителей. 3. Средний раздел в марше, вальсе, менуэте, скерцо более плавного и певучего характера; это значение термина возникло в старинной инструментальной музыке, в произведениях которой средний раздел исполнялся тремя инструментами. Трубадуры
Трубадуры, труверы - рыцари-поэты и певцы в средневековой Франции. У УвертюраУвертюра (фр. ouverture - открытие, начало) - 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке. Ударные инструменты
Ударные инструменты - музыкальные инструменты, из которых звук
извлекается посредством удара. Ударные инструменты бывают: 1) с
определенной высотой звука - литавры, колокола и колокольчики, челеста,
ксилофон и 2) со звуком неопределенной высоты - тамтам, большой и малый
барабаны, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и т. д. Ф ФактураФактура (лат. factura - букв. деление, обработка) - строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д. Фанданго
Фанданго (исп. fandango - испанский народный танец умеренного движения, сопровождаемый игрой на кастаньетах; размер 3/4. ФантазияФантазия (греч. phantasia - воображение, вообще вымысел, выдумка) - виртуозное произведение свободной формы. 1. В XVII веке импровизационного характера вступление к фуге или сонате. 2. Виртуозное сочинение на темы какой-либо оперы, то же, что транскрипция (лат. transcriptio - переписывание) или парафраза (от греч. paraphrasis - описание, пересказ, перефразировка). 3. Инструментальное произведение, отличающееся причудливым, фантастическим характером музыки. ФанфараФанфара (ит. fanfara) - трубный сигнал, обычно праздничного торжественного характера. ФиналФинал (ит. finale - окончательный) - заключительная часть многочастного произведения, оперы или балета. ФольклорФольклор (от. англ. folk - народ и lore - учение, наука) - совокупность произведений устного литературного и музыкального народного творчества. Форма музыкальнаяФорма музыкальная (лат. forma - внешний вид, очертания) - 1. Средства воплощения идейно-образного содержания, включающие мелодию, гармонию, полифонию, ритм, динамику, тембр, фактуру, а также композиционные принципы построения или Форма в узком значении. 2. Форма музыкальная в узком значении - исторически сложившиеся и развившиеся закономерности строения музыкальных произведений, схемы расположения и взаимоотношения частей и разделов, определяющие общие контуры музыкального произведения. Наиболее распространенными являются Форма трехчастная, куплетная, вариационная, рондо, сонатная, а также Форма построения сюитного, сонатного и симфонического циклов. ФортепианоФортепиано (от ит. forte-piano - громко-тихо) - общее название клавишного струнного инструмента (рояль, пианино), позволяющего, в отличие от его предшественников - клавесина, чембало, клавикорда, получать звуки различной силы. Широта звукового диапазона и динамики, выразительность и красочное разнообразие звучания, большие виртуозно-технические возможности сделали Фортепиано преимущественно сольным и концертирующим инструментом, а также участником многих камерно-инструментальных ансамблей. ФрагментФрагмент (от. лат. fragmentum - обломок, кусок) - отрывок чего-либо. ФразаФраза (греч. phrasis - оборот речи, выражение) - в музыке краткий относительно завершенный отрывок, часть мелодии, обрамленная паузами (цезурами). Фуга
Фуга (ит. и лат. fuga - бег) - одночастное произведение, представляющее
собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии,
темы. ФугатоФугато (от fuga) - полифонический эпизод в инструментальной или вокальной пьесе, построенный наподобие фуги, но не законченный и переходящий в музыку обычного, не полифонического склада. ФугеттаФугетта (ит. fugetta - маленькая фуга) - фуга небольших размеров, с сокращенным разделом развития. ФуриантФуриант (чешское, буквально - гордец, зазнайка) - стремительный темпераментный чешский народный танец; размер переменный - 2/4, 3/4. Х
Хабанера
Хабанера (исп. habanera - букв, гаванская, от Гавана) - испанская
народная песня-танец, отличающаяся сдержанным четким ритмом; размер 2/4. ХорХор (от греч. choros) - 1. Крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию. 2. Сочинения для хора, самостоятельные или входящие в оперное произведение, в котором они являются одной из важнейших форм, часто используемых при создании массовых народных сцен. ХоралХорал (от греч. choros) - 1. Церковное хоровое пение на религиозный текст, распространенное в средние века. 2. Хоровое или иное произведение или эпизод, основанные на равномерном неторопливом движении аккордами, отличающиеся возвышенно-созерцательным характером. ХотаХота (исп. jota) - испанский народный танец темпераментного живого движения, сопровождаемый песней; размер 3/4. Ц Цикл музыкальный
Цикл музыкальный (от греч. kyklos - круг, кругооборот) - совокупность
частей многочастного произведения, следующих друг за другом в
определенном порядке. В основе музыкального цикла лежит принцип
контраста. Главные разновидности - сонатно-симфонический Цикл, сюитный
Цикл; к числу циклических принадлежат также формы мессы и реквиема. Ч Чембало
Чембало (ит. cembalo, claviecembalo) - итальянское название клавесина,
предшественника современного фортепиано. В XVII-XVIII веках Чембало
входило в состав оперного или ораториального оркестра, сопровождая
исполнение речитативов. Э Экосез
Экосез (фр. ecossaise - «шотландка») - шотландский народный танец быстрого движения; размер 2/4. Экспрессия
Экспрессия (от лат. expressio - выражение) в музыке - повышенная выразительность. ЭлегияЭлегия (греч. elegia от elegos - жалоба) - пьеса печального, задумчивого характера. ЭпиграфЭпиграф (греч. epigraphe - бувк. надпись на памятнике) - заимствованное из литературы фигуральное название начальной музыкальной фразы, темы или отрывка, определяющего собой преобладающий характер, ведущую мысль всего произведения. ЭпизодЭпизод (греч. epeisodion - происшествие, событие) - небольшая часть музыкально-театрального действия; иногда введенный в музыкальное произведение раздел, имеющий характер отступления. ЭпилогЭпилог (греч. epilogos от epi - после и logos - слово, речь) - заключительная часть произведения, подводящая итог событиям, иногда рассказывающая о событиях, происшедших спустя некоторое время. ЭпитафияЭпитафия (греч. epitaphios) - надгробное слово. | |
Просмотров: 7186 | Комментарии: 32 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 31 | 1 2 3 4 » | ||||||||||
| |||||||||||
1-10 11-20 21-30 31-31 | |||||||||||