Понедельник, 20.05.2024, 16:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Музыкальные инструменты
Главная » Статьи » Обзор музыкальных инструментов

Язычковые духовые музыкальные инструменты

Варган

Русское название язычкового народного инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам.

При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

Варган
Комус, хомус, вурган, кубыз
изображение
Классификация Идиофон
Родственные инструменты Дан мои


Обычно делается из металла, дерева или кости.

Под разными названиями аналогичный инструмент и его модификации встречаются у большинства народов мира. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установлено, хотя исследования Фредерика Крейна говорят о том, что варган мог появиться пять тысяч лет тому назад на территории Южной Азии, распространяясь позднее через Азию и Европу вплоть до Африки и Нового Света. Тем не менее, если учитывать, что архаичным прапредком варгана могла быть обычная ветка или щепка (аналогичный инструмент, ыяш-хомус, до сих пор известен в Туве) — зарождение варгана может приходиться на значительно более древний период. В этом случае вопрос о географии происхождения инструмента практически неразрешим.


По самым смелым подсчетам всего известно более тысячи различных названий инструмента

На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае, в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии. На территории бывшего СССР, варганы наиболее широко распространены в Казахстане, Киргизии.


Типы варганов

Выделяют два основных типов варганов — пластинчатый и дугообразный. На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.

  • Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).
  • Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны).


Варганы разных народов

Алтайский комус

Алтайский комус работы Поткина

В XX веке алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая, но благодаря мастерам он был восстановлен.

Башкирский кубыз

Известен башкирский варган - кубыз


Белорусский варган

Варган в Беларуси носил различные названия. В западных областях было популярно название "друмла", в южных (полесье) и центральных — "дрымба", в восточных — заимствованное "варган", в центральных и северных — "вурган", "варганизма".

На территории Беларуси археологами было найдено 6 экземпляров варганов. Самые ранние датируются XII веком, а самый поздний — XVIII в районе Друцка.

Согласно этнографическим исследованиям, основной манерой игры на вургане на территории Беларуси в этнографический период (18-XIX века) была ударная манера. Вурган был ритмическим инструментом: "...ударылі ў барабаны, а сініца ў варганіцу, а варона ў гармону..."

На данный момент крупнейшая коллекция варганов в Беларуси (более 30 экземпляров различного этнического происхождения) собрана Алексеем "Бекаром" Бурносенко. Он же выпустил сольный диск с записями варганной музыки: как традиционной белорусской, так и авторских композиций.

Русский варган

Русский варган работы Устинова
На раскопках, проводимых на территории Новгорода Великого, было найдено 5 варганов, датируемых XIII—XIV веком. Одна из находок представлена в государственном историческом музее (Зал 9. Древнерусский город. (XI - первая половина XIII вв.)). Также варганы были найдены на раскопках в следующих регионах: Псковская область, Нижегородская область, Ярославская область, Ленинградская область, Московская область, Брянская область.

Ещё в XIX в. музыковед Владимир Одоевский писал: «Нигде может быть нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, чем в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина».

В летописях упоминается также о варгане как о военном музыкальном инструменте, но встречающееся в них слово «варганы» обозначает, возможно, другой музыкальный инструмент, более пригодный для военной музыки, а не тот варган, о котором говорится выше.

В стихотворении Н.А. Некрасова "В дороге" также упоминается варган:
"..На варгане играть и читать - 
Всем дворянским манерам и штукам.
"


Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, этот инструмент встречался среди русского народа в XIX—XX веках, в особенности в Поволжье.

Якутский хомус

Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске.

Гуцульская дрымба

Чаще всего используется в гуцульськом музыкальном быту.





Губная гармоника

Распространённый язычковый музыкальный инструмент. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия (как правило они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп.

Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером (англ. harper).

  Хроматическая гармоника со слайдером сбоку

Разновидности губных гармоник

Губные гармоники делятся на:

    * Хроматические гармоники
    * Диатонические гармоники
          * Блюзовые гармоники
    * Тремоло гармоники
    * Октавные гармоники
    * Оркестровые гармоники
          * Мелодические гармоники
          * Басовые гармоники
          * Аккордовые гармоники

Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, зато на них можно сыграть любую мелодию без освоения особых техник игры, таких как бенд. Гармошки такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя — слайдера, расположенной на одной из боковых сторон инструмента.

В диатонических гармониках используется диатонический строй (например: C, D, E, F) без полутонных интервалов между нотами (C#, D# и так далее). Игра на диатонической гармошке без применения особых техник напоминает игру на фортепиано только по белым клавишам, без чёрных. Диатонические гармошки имеют диапазон в 1-4 октавы.

Блюзовая гармоника — самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw) и на выдох (англ. blow). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов — бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая — C-dur.

В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника — другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника — фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту — по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Настройки инструмента и расположение нот

Расположение нот на блюзовой 10-дырочной диатонической гармонике тональности C

Темперированый строй — язычки настроены так, что когда музыкант играет, к примеру, ноту ля, то язычок колеблется с частотой 440 Гц, в то время как, если подцепить язычок ногтем, то он будет колебаться с частотой 445 Гц.



История инструмента

Губную гармонику можно охарактеризовать как компактный карманный музыкальный инструмент, который доставляет радость миллионам людей во всем мире. По своей сути гармоника является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году, популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармоники фирмы «Hohner», репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Правда, далеко не все поклонники губной гармоники знают, что непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.

Западные и восточные духовые органы по классификации являются язычковыми инструментами. Однако, если открыть «Мировую энциклопедию музыкальных инструментов», то мы узнаем, что язычковые являются лишь одним из ответвлений обширного семейства, которые объединены под общим названием «аэрофоны».

Основной чертой, определяющей принадлежность к этой группе, является вибрация воздушной струи внутри корпуса, в результате которой и рождается музыкальный звук. В эту группу входят инструменты с отверстиями (блок-флейты), с мундштуками свисткового типа (рекордеры), с одинарным язычком (кларнеты, саксофоны), с двойным язычком (гобой, фагот), с чашеобразными мундштуками (трубы), а также ручные язычковые (восточные и западные духовые органы, концертины, аккордеоны и гармони).

Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине XVIII века. Этот инструмент представлял собой 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. После его изучения возникла идея использовать язычки в конструкции традиционных органов. Подобные эксперименты не получили одобрения широкой публики, и большинство органных мастеров отказались от таких конструктивных решений применительно к клавишным инструментам.

Так или иначе, язычки были использованы при изготовлении западного духового органа только в XIX веке. Первая губная гармоника была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название «аура», представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора, его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.

В 1825 году другой немец, Ф. Хотц, начал производство духовых органов на своей фабрике в Книттлингене. Ещё один уроженец Германии, Христиан Месснер приобрёл несколько изготовленных Бушманом «аур» и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом «мундэолины» (от нем. mund «рот», «губы»). Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл «сим-фониум».

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармоники с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган.

В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармоник стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармонику в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармоник, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.

Губная гармоника, или духовой орган, на разных языках имеет похожие по происхождению названия — все они имеют в составе «рот» или «уста» и/или «гармоника». По-немецки её именуют «Mundharmonika» ([[Рот|нем. mund]]), по-французски — «harmonica a bouche», по-итальянски — «armonica a bocca», по-испански «armonica», по-английски — «harmonica», «mouth organ», «French harp» или «harp».

Говорят, что своим названием губная гармоника обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно — «handharmonika» (ручная гармоника). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть «mundharmonika» (губная гармоника).

Стремительному распространению гармоники по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: «l’Epatant» и «La Marseillaise» для Франции, «King George» и «Alliance Harp» для Англии, «El Centenario» для Мексики и даже гармоники на цепочках для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. Во время 1-й мировой войны различные организации снабжали гармониками немецких и английских солдат. Была даже такая модель «Kaiser Wilhelm».

Первые записи губной гармоники были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленке еще в 1894 году. В 30-е годы Великая депрессия, а в 40-е — 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди чёрных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли «Сонни Бой» Уильямсон. В то же самое время на другом конце света, в Нюрнберге, Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику «Hohner», он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъём, что, естественно, отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармонике через микрофон и усилитель. Это было что-то новое — «миссисипский саксофон» (так на американском сленге называли губную гармонику) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармоника оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в чёрном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.


Выбор губной гармошки для начинающих

    * не стоит сразу покупать дорогую гармошку. В процессе освоения различных приёмов игры (таких как бенд) есть большой шанс сломать язычки;
    * некоторые популярные типы гармошек сложны для начинающих и их надо «доводить» до рабочего состояния;
    * покупка дешевой гармошки тоже может усложнить процесс обучения;
    * при покупке диатонической гармошки лучше покупать гармошки в тональности до-мажор (C), так как она находится в середине нотного диапазона и большинство обучающих школ написаны именно для этой тональности;
    * непосредственно при покупке в магазине проверьте все отверстия на вдох и выдох (для этого в хороших магазинах есть специальные меха). Если освоили бенды, проверьте и на них;
    * если гармошка вас устраивает, но немного не строит — это не страшно. Её можно подстраивать.Структура занятий


Структура занятий

Важна регулярность. Постройте себе график. Не отклоняйтесь от него. Занятия рекомендуется начинать с медленной игры аккордами. Важно придерживаться «диафрагмального дыхания». Потом постепенно переходите к игре риффов, мелодий. Лучше всего снимать лики и мелодии по слуху с записей профессионалов. Но все же для начала рекомендуется выучить не меньше 10-ти риффов/мелодий по нотам; это даст вам уверенность в игре и позволит быстрее подбирать по слуху. Кроме того полезно играть под так называемые минуса, записывать собственную игру в виде звуковых файлов. Это поможет вам почувствовать, как вас будет слышать зритель (губной гармонист по-другому воспринимает звук, издаваемый его инструментом, так как вибрации передаются через руки и мышцы рта), а также позволит относиться к своей игре с большей критикой.


Исполнители в России

    * Максим Новый (С.О.К.)
    * Дмитрий Соловьев
    * Александр Братецкий (Официальный сайт)
    * Максим Некрасов
    * Александр Домбров
    * Виктор Сколозубов
    * Александр Паклин
    * Борис Линников
    * Евгений Зайцев
    * Виктор Петровский
    * Роман Гегарт (R.I.P.)
    * Михаил Владимиров
    * Владимир Кожекин и «Станция Мир»
    * Михаил Петрович Соколов (Петрович)
    * Борис Плотников ("Виннебаго", экс-"Эталобстер", сессионно с "Умка и Броневик")
    * Дмитрий Новокольский ("Apple Jack Band")
    * Игорь Ойстрах («Умка и Броневик»)
    * Сергей «Чиж» Чиграков (Чиж & Co)
    * Борис Гребенщиков
    * Александр Гордеев «Гордей» («Разные Люди»)
    * Владимир Шахрин («Чайф»)
    * Влад Крыжановский
    * Вячеслав Чернов
    * Станислав Соколов
    * Семен Плясцов
    * Дмитрий Курбатов (Дима Джем) "Funk Blues Band CamapaJam"





Аккордеон

Музыкальный инструмент, ручная гармоника. В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Дамиан усовершенствованной им гармонике. В русской традиции обычно принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) — в отличие, например, от баяна. Однако иногда встречается и наименование «кнопочный аккордеон». Некоторые его разновидности называют баяном.

В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония). До сих пор самыми распространёнными в России являются аккордеоны фирмы «Weltmeister» (различных марок, например, Diana, Stella, Amigo). Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные («Horch», «Hohner»), так и российские («Берёзка», «Меркурий»).

Аккордеон
изображение
Классификация Аэрофон, Клавишный инструмент
Родственные инструменты Баян, Гармонь, Бандонеон
Производители Weltmister


Существует миф, что «те, кто умеют играть на пианино, с лёгкостью научатся играть на аккордеоне». Однако, это не так. При внешней схожести клавиатур аккордеона и фортепиано, их клавиши имеют разные размеры, также необходимо учитывать абсолютно разные принципы звукоизвлечения, приемы игры и положение исполнительского аппарата.

Обучение

Для овладения инструментом в настоящее время существует множество «Школ изучения игры на аккордеоне», в частности в России — авторов:

    * Мирек
    * Двилянский
    * Лушников
    * Лондонов (баянист)
    * Владимир Ушенин (баянист)
    * Роман Бажилин

Среди композиторов, писавших музыку специально для аккордеона, можно отметить Яна Тирсена (композитора фильма Амели).

Под патронатом фирмы Hohner существуют Хонер-консерватория в Троссингене (Германия) и базирующийся там же оркестр аккордеонов.


Сравнение с другими инструментами

Достоинства

    * Использование множества т. н. регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, даёт возможность моделировать множество других инструментов и тем самым фактически заменить их звучание. На концертных версиях аккордеонов существуют регистры, расположенные в местах, которые позволяют переключать их, не прерывая мелодии (например, т. н. «подбородковые» регистры).
    * Управляемость длительностью звучания позволяет извлекать звуки почти произвольной длительности и, тем самым, адекватно воспроизводить орган, в отличие от фортепьяно, где это невозможно.
    * Зависимость извлечения звука от движения меха даёт простор дополнительным приёмам звукоизвлечения (например, вибрато) вплоть до изменения высоты ноты на дробные доли тона (нетемперированное глиссандо).
    * Портативность в сочетании с громкостью позволяет выступать музыкантам в практически любом месте.
    * Меньший размер клавиш по сравнению с фортепиано даёт возможность исполнять большие интервалы.

Недостатки

  • Отсутствие визуального контроля за левой рукой.
  • Невозможность дифференцировать громкость отдельных голосов.
  • В связи с редким расположением клавиш скорость исполнения может быть несколько ниже, чем на баяне (или кнопочном аккордеоне).

Известные аккордеонисты

Зарубежные

    * Ян Тирсен — композитор
    * Альберт Фоссен (нем.) — композитор и исполнитель
    * Пьетро Фроссини
    * Похьонен, Киммо
    * Теодоро Анцелотти — исполнитель
    * Штефан Хуссонг — исполнитель
    * Кейко Харада — композитор
    * Трио Accordeon Tribe
    * Nino Portelli
    * Gus Viseur (Бельгия. 1915—1974)
    * Hector Delfosse (Бельгия. 1925—1998)
    * Andre Verchuren
    * Motion trio (Польша) (образовалось в 1996) — Гран-при конкурса современной камерной музыки Пендерецкого, участники многочисленных фестивалей джаза и world music
    * Горан Брегович — композитор, автор музыки к некоторым фильмам Эмира Кустурицы.

См. также:

    * Композитор и исполнитель Астор Пьяццола, игравший на ближайшем родственнике аккордеона — бандонеоне.
    * Горни Крамер- исполнитель, Италия

Советские, российские, украинские

    * Валерий Ковтун — эстрадный исполнитель, Народный артист России, Лауреат Государственной премии за 2007 год
    * Юрий Дранга (народный артист России) и его сын Пётр Дранга
    * Роман Бажилин — аккордеонист, лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России, лауреат международного конкурса (г. Монтезе, Италия, 2004 г., I премия), автор многочисленных нотных сборников, композитор.
    * Ян Табачник — заслуженный артист Украины.
    * Сергей Осокин — аккордеонист, лауреат всероссийских и международных конкурсов, преподаватель МГИМ им. А. Г. Шнитке.
    * Щураков, Сергей Михайлович
    * Роман Мамаев — эстрадный аккордеонист. Лауреат международных конкурсов. Преподаватель.
    * Пешков Юрий — композитор, педагог, аранжировщик, лауреат всесоюзных конкурсов и участник многочисленных фестивалей.
    * Игорь Завадский — исполнитель, преподаватель, заслуженный артист Украины.

Музыкальные группы, использующие аккордеон


Леди "Шлягер"
    * Edward Maya
    * The No Smoking Orchestra
    * Korpiklaani
    * Mägo de Oz
    * Rammstein[1]
    * Finsterforst (с весны 2005 года)
    * Turisas (с 2008 года)
    * Nord'n'Commander
    * The Tiger Lillies
    * Gogol Bordello
    * АлисА
    * «Аквариум»
    * «Обморок и мама»
    * Чиж & Co

    * Ленинград (группа)
    * Ноль (группа)
    * Веня Д’ркин
    * Сварга
    * «Сказы Леса»
    * Saint Petersburg Musette Ensemble
    * Detektivbyrån
    * Леприконсы
    * Finntroll
    * Воплі Відоплясова
    * Easy Winners Ragtime Band
    * Калевала
    * Сергей Осокин и O.S.Quintet
    * Братья Жемчужные
    * Arcade Fire





Баян

Музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым или готово-выборным аккомпанементом на левой. Назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.

Баян
изображение
Классификация
Клавишный инструмент, Аэрофон
Родственные инструменты Гармонь, Бандонеон, Аккордеон


Современный баян оснащён пяти- или трёхрядной правой клавиатурой, иногда с регистрами-переключателями (в зависимости от количества одновременно звучащих голосов при нажатии одной кнопки в правом клавиатурном механизме) и готово-выборной пяти- или шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительными возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики. Существуют двух-, трёх-, четырёх- и пятиголосные баяны.

Баян состоит из трёх частей — правый полукорпус, левый полукорпус, меховая камера. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру.

Является одной из номинаций Дельфийских Игр.


Схема устройства баяна


Известные исполнители

    * Виктор Алексеевич Романько
    * Виктор Фёдорович Гридин
    * Фридрих Робертович Липс
    * Владимир Владимирович Бесфамильнов
    * Игорь Борисович Завадский
    * Игорь Вячеславович Растеряев
    * Шаров Олег Михайлович

Музыкальные группы, использующие баян

    * BeZ bileta
    * Ноль
    * Любэ
    * Billy's Band
    * Баян-MIX




Гармонь 

Язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Гармонь
Гармошка
изображение
Классификация Клавишный инструмент, Аэрофон
Родственные инструменты Баян, Аккордеон

История

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь (в просторечии "гармошка"). Общепринятое мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные. Великороссийским мифом является версия того, что первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 год. Действительно, с конца XIX в., очень популярными были Петербуржские гармони (петроградки), у которых с обеих сторон были клавиши, а не кнопки, а так же минорные аккорды. Но изобретение тут не при чем. Согласно исследованиям академика Мирека установлено, что в Северной Пальмире чешский органный мастер Франтишека Киршник впервые запатентовал базовый элемент - пластинку с прямоугольными отверстиями, напротив которых на разных сторонах пластины закреплены тонкие металлические язычки, колеблющиеся под действием проходящего через отверстия потока воздуха. Этот же элемент используется в губных гармошках. После выполнения работ в Санкт Петербурге, Киршик выехал на родину и запатентовал свое изобретение в Европейских странах. От инструмента данный патент очень далек. Существуют и другие взгляды на приоритеты в создании базового элемента и конструкции в целом. Например, в Латвии в начале XX в. А.Евиньш по образцу однорядные гармошки немецкого строя, создал двухрядки и трёхрядки своей системы. Они были очень популярны почти по всей Латвии (кроме Латгалии). Конструкцию прозвали производной от его фамилии - "ieviņa" ("ивушка").

Виды гармоней

Гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. Существует масса "местечковых" названий, созданных без понимания технических отличий. Например, «тальянка» - сокращённое от «итальянка», а словосочетании «русская венка» - второе слово смысловое - изготовленная по образцам австрийских (Венских) гармоник, а слово «русская» имеет лишь смысл "местная копия". Потому, следует разделять по ранее указанным типам, имеющим технические различия. К первому типу относятся «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Также можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Наиболее простая - концертино, с одним рядом кнопок. Самая распространённая в РФ гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

    * Однорядные гармони: «тульская», «ливенка», «вятская», «тальянка» (на правой клавиатуре находится 12—15 кнопок, а на левой — три).
    * Двухрядные гармони: «русская венка» (первая двухрядная), «хромка».
    * Автоматическая гармонь.

Тальянки
Категория: Обзор музыкальных инструментов | Добавил: BigNik (04.05.2011)
Просмотров: 23804 | Комментарии: 26 | Теги: губная гармоника, аккордеон, Баян, гармонь, варган | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 4
4 Валерий Светлый  
0
хотелось бы побольше узнать о концертино

3 Рай для геймеров на bravica.org  
0
В нынешнем суетливом мире, где очень много неприятных проблем, нелегкой работы и не очень приятных обязательств так важно комфортно и правильно отдыхать. Для некоторых отдых – это поход в кинотеатр или ресторан, кто-то уважает баню и шашлык, а кто-то – уютный вечер в компании с новенькой онлайн-игрой. Наш портал – это ресурс, на котором размещено очень много современных флеш-игр. У нас вы отыщете игры на любой вкус – для девочек и мальчиков, динамичные аркады, развивающие логические игры, флеш-игры в стиле экшн, приключенческие, спортивные и многие другие.
http://www.bravica.org/ru/strategy/ancient.htm - игры древние полководцы
http://www.bravica.org/ru/funny/ - играть в смешные игры

Понимая, как для посетителей сата важна каждая минута, мы проигнорировали процедуру регистрации. Теперь вам не нужно тратить время для того, чтобы получить доступ к той или иной игре. У нас вы сумеете сделать это гарантированно бесплатно и без регистрации. Мы предлагаем всем желающим только хорошее качество и самые последние новинки в мире флеш-игр. Теперь, перед тем, как скачать ту или иную игру, вы сможете протестировать ее в виртуальном режиме, не заплатив за это ни копейки! Сайт bravica.org знает, как разнообразить ваш досуг!
http://www.bravica.org/ru/ - играть в мини онлайн игры бесплатно
http://www.bravica.org/ru/funny/jokey.htm - играть онлайн приколы

2 Мультиварку в каждый дом!  
0
http://kupit-multivarku.ru/multicookers/redmond-rmc-m4500.html - шашлык из свинины в мультиварке редмонд м4500
http://kupit-multivarku.ru/multicookers/brand-6051.html - brand 6051 купить

В наш век борьбы за здоровый образ существования на планете мы теряем большое количество людей. Экология в нашей державе ужасна, а про то, чем мы питаемся и говорить нечего. О питании и правильном его приготовлении необходимо рассказать более широко.
Сегодня наш ресурс предлагает вам отличное решение в сфере полезного питания - мультиварка. Самый широкий выбор мультиварок представлен на сайте нашего магазина. В данном Интернет-магазине вы сможете приобрести себе мультиварку для использования её в нужном вам режиме. Удобный интерфейс Интернет-магазина просто прекрасен – кликнув на интересующую марку аппарата, вы сразу можете увидеть все технические данные, которые вас наверное смогут заинтересовать. К тому же мультиварку у нас в каталоге можно рассмотреть с разных сторон и в различных цветовых решениях. К каждому товару прилагаются отзывы, вы можете прочитать отзывы людей, которые уже приобрели интересующую модель мультиварки и уже давно пользуются.
http://kupit-multivarku.ru/multicookers/redmond-rmc-m4504.html - как готовить в мультеварке редмонд м4504
http://kupit-multivarku.ru/multicookers/redmond-rmc-m45021.html - редмонд 45021 бисквиты

Для покупки товара, понравившегося вам, нужно сделать только одно движение. Это переместить товар “в корзину”. И мультиварка в ближайшее время окажется у вас дома. Наши менеджеры, после того, как вы сделаете выбор, свяжутся с вами и договорятся о доставке. Сейчас наш Интернет-магазин мультиварок самый крупный и представляет мультиварки многих мировых брендов, специализирующихся на производстве оборудования для приготовления пищи.

1 FicsAchiexede  
0
Вконтакте больше не сотрудничает с ютубом, просмотры больше не засчитываются(

Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Обзор музыкальных инструментов [9]
Это интересно [4]
Поиск
Афоризм дня
Облако тэгов
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Интересный факт

Никита Журавлёв © 2024